Программа первоочередных мер

Предисловие

Я, Курбатов Олег Владимирович, 1967 г. рождения, являлся членом сборной команды СССР по легкой атлетике, кандидат педагогических наук, живу и работаю в Москве, председатель РОО «Федерация легкой атлетики г. Москвы». Имею большой опыт как тренерской, так и организационной работы. На протяжении длительного времени входил в состав президиума ВФЛА, в том числе в качестве вице-президента ВФЛА.
По многим вопросам, которые обсуждал президиум, в том числе по вопросам допинга, занимал принципиальную, жесткую позицию, которую не разделяло большинство членов президиум и президент ВФЛА. Когда на конференции 2004 г. я открыто сказал о том, что пора кардинально перестроиться, иначе нас ждет неминуемая катастрофа, меня на 4 года просто вышвырнули из президиума. К сожалению, те опасения, которые я высказал 15 лет назад, сбылись в худшем варианте, и мы стоим на пороге краха.
Понимая всю серьезность момента, я беру на себя ответственность выдвинуть свою кандидатуру на пост президента ВФЛА. Я делаю это потому, что знаю, как необходимо действовать в данной ситуации, чтобы наконец выйти из тупика и восстановить утерянные позиции российской легкой атлетики.

1. Критерии избрания и работа Президиума

Если я буду избран президентом ВФЛА, то первым моим шагом станет определение критериев для кандидатов в члены президиума, которые я предложу для обсуждения делегатам конференции.
Критерии следующие: высокий профессионализм, отсутствие связи с допинговыми скандалами, мобильность, доступность для быстрого реагирования и взаимодействия.
В состав выборных органов должны входить специалисты, которые умеют работать с документами и не боятся персональной ответственности за свои решения и действия.
Я обозначу тех кандидатов, которые, по моему мнению, могут быть наиболее эффективны и полезны в текущем периоде, дам каждому из них рабочую характеристику и поручусь за каждого из них.
Конференция будет решать, поддержать «мою команду» или проголосовать за других кандидатов.

2. Определение главной задачи на текущий год

Первоочередной задачей текущего года является восстановление возможности получения нейтрального статуса российскими спортсменами для участия под нейтральным флагом в XXXII летних Олимпийских играх, в чемпионате Европы и других международных соревнованиях.

3. Дорожная карта решения главной задачи:

Для решения поставленной задачи необходимы рабочие контакты с официальными лицами международных спортивных организаций, WADA и представителями Атлетикс Интегрити Юнит (AIU).
Так как время на внутреннее расследование дела Лысенко безвозвратно упущено, нам необходимо будет принять решение по данному вопросу на основании тех показаний, которые были получены AIU, и признать в целом вину Федерации по этому делу.
Все действия Федерации должны быть открыты и доступны для обсуждения спортивной общественностью.
Заседания президиума по возможности необходимо транслировать в ютубе, чтобы спортсмены, тренеры и специалисты могли оценить истинную полезность каждого своего делегата.
Особое значение для достижения главной цели играет восстановление доверия к России со стороны мировой легкоатлетической общественности.
С этой целью я планирую персональные встречи с руководителями федераций ведущих европейских легкоатлетических стран для обсуждения многих вопросов, в том числе, обсуждение проведения совместных тренировочных сборов по обмену опытом. Все должны видеть, что мы не бегаем от допинг-офицеров, а максимально открыты.

4. Другие основные направления деятельности Федерации для выхода из кризиса

Необходимо срочно провести аудиторскую проверку финансовой деятельности Федерации и подконтрольного ей фонда независимой аудиторской компанией, утвержденной президиумом ВФЛА.
Незамедлительно провести собеседования со всеми штатными сотрудниками Федерации и штатными тренерами сборной команды России, чтобы исключить их возможное участие в допинговых нарушениях.

4.1. Взаимодействие с РУСАДА и ФМБА

Все действия по выходу из кризиса будут осуществляться в тесном взаимодействии с AIU, Министерством спорта, Олимпийским комитетом России, WADA и РУСАДА.
Однозначно: надо разработать и принять к реализации новую дорожную карту с РУСАДА, которая бы не декларировала, а работала на практике, была доступна и понятна тренерам, спортсменам, специалистам. Самое главное, дорожная карата должна предполагать реализацию таких мероприятий, которые бы исключали со стороны мировой спортивной общественности, AIU и WADA недоверие, любые возможные вопросы к «чистоте» наших атлетов.
Для этого потребуется разработать новую стратегию борьбы с допингом, которая бы предполагала не только неотвратимое наказание за применения допинга, но помогла бы полностью исключить нарушения допинговых правил. Утвердить данную концепцию можно будет только после ее публичного обсуждения.
Одновременно нельзя забывать о том, что сохранение здоровья спортсменов, профилактика травматизма являются не менее важными задачами и неразрывно связаны и зависят от полноценного восстановления спортсменов после тренировочной нагрузки. Решить их можно только при тесном взаимодействии и сотрудничестве с ФМБА.

4.2. Внесение дополнений и изменений в Устав

За несколько последних лет Федерация постепенно превратилась в закрытую секту. Те барьеры, которые усилиями бывшего руководства ВФЛА существуют на пути открытого обсуждения, учета альтернативных мнений, должны быть срочно устранены. Это невозможно сделать, если не внести соответствующие изменения и дополнения в Устав Федерации, которые ограничивали бы полномочия президиума и определяли бы главную роль конференции во всех без исключения вопросах. Одновременно необходимо отменить ряд непопулярных решений ушедшего в отставку президиума.
Особенно важно включить в Устав пункт о том, что в продолжении всего периода «отстранения» или дисквалификации ВФЛА отчетно-выборная конференция должна проводиться ежегодно. Такая (временная) мера позволит не терять времени в случае, если избранный президент и президиум в течение года никак себя не проявили и избрать нового президента и новых членов президиума.

4.3. Реорганизация института сборной команды

Должны быть разработаны первоочередные меры по реформированию института сборной команды России.
Все кадровые назначения в ВФЛА и рекомендации для утверждения кандидатур на любые штатные должности сборной команды России должны носить публичный характер в виде проведения открытого конкурса.
Кандидатура главного тренера сборной команды после подведения итогов конкурса должна утверждаться на заседании президиума Федерации, так же, как и остальные кандидатуры на должность старшего тренера, тренера сборной команды.
Тренеры сборной команды России должны нести персональную ответственность за антидопинговую работу среди спортсменов, тренеров и персонала спортсмена по своему направлению работы.
Ни главный тренер, ни старшие тренеры сборной команды не должны быть персональными тренерами спортсменов.
Главный тренер, старшие тренеры сборной команды обязаны быть организаторами и отвечать за развитие всех групп дисциплин и легкой атлетики в целом, включая методическое обеспечение тренировочного и соревновательного процесса.
Но самое главное – Федерация и сборная команда должны стать единым целым, в противном случае самые лучшие инновации не будут реализованы или превратятся в фактор, тормозящий любой прогресс.

4.4. Реорганизация Календаря спортивных мероприятий

Отдельный вопрос – это развитие Календаря российских соревнований.
Из-за обширной территории и больших расстояний между крупными городами необходимо по примеру европейской «Euro Meeting» создать в России серию российских легкоатлетических турниров – «Russian Meeting».
Возможно проработать вопрос организации коммерческой матчевой встречи Россия – Азия по примеру матча Европа – США.
Важно, чтобы право проведения коммерческих турниров принадлежало проводящим организациям. Поэтому я предлагаю, чтобы ВФЛА передала право проведения коммерческих турниров тем регионам, где непосредственно они будут проводиться.
Например, если «Мемориал братьев Знаменских» проводится в городе Жуковском, то его организатором должна быть Федерация легкой атлетики Московской области, а не ВФЛА. Это значительно поднимет престиж местных федераций.
Я планирую организовать ряд новых всероссийских соревнований с хорошим призовым фондом. Например, турнир по прыжкам с шестом и по прыжкам в высоту на Красной площади.
Что касается организации тренировочных сборов, то надо расширить географию их проведения. Также считаю необходимым проводить тренировочные сборы под ведущих тренеров и спортсменов, а не наоборот, как это сейчас происходит, когда ведущие тренеры и спортсмены подстраиваются под планы сборной.

4.5. Взаимодействие с региональными федерациями

Это отдельный большой вопрос.
Должен быть разработан детальный план развития региональных федераций легкой атлетики, определены источники финансирования их уставной деятельности, развития материально-технической и научно-методической базы, проведения совещаний и открытых конференций по актуальным вопросам текущей деятельности.
Особое внимание, я бы хотел уделить региональным федерациям центрального района России, которые испытывают организационные и финансовые трудности, Дальнему Востоку и Сибири. Многим из них необходима программа строительства легкоатлетических манежей и стадионов.
Регионам Дальнего Востока и Сибири нужно помочь в организации матчевых встреч с ведущими представителями азиатских легкоатлетических федераций других стран.

4.6. Вопросы резерва

Советская и российская легкая атлетика была одной из самых передовых в мире. Это было возможно благодаря научно-методическому опережающему развитию. Нам необходимо вернуться к нашим лучшим традициям.
В первую очередь, это касается резерва. Каждый год в России появляются незаурядные таланты. Но проходит год-два и большинство из них навсегда исчезает. Понять, почему это происходит и как изменить ситуацию к лучшему, какие меры необходимо принять для сохранения и дальнейшего развития резерва – вот те вопросы, которые должны стоять во главе открытого широкого обсуждения. Декларативно
Я лично планирую принимать участия в обсуждении данных проблем в качестве модератора, так как считаю, что по данному направлению работы необходимо иметь детально составленный план. Те методы и программы, которые применялись ранее, не принесли ожидаемых результатов. Но, если мы хотим достойно выглядеть на будущих Олимпиадах 2024 – 2028 гг., то заниматься вопросом резерва надо начинать незамедлительно.