Влияние половой жизни на эффективность реабилитационных мероприятий при синдроме запирательного нерва в спорте высших достижений
Предисловие к статье
Данную статью отказались напечатать 5 журналов. Формулировка примерно одна – несоответствие стилистике публикаций издания.
Проблема отношения атлетов к половой жизни стыдливо обходится спортивными специалистами. Тем не менее огромное число инсинуаций свидетельствует о неослабевающем интересе к этой теме.
Мы бы также по-пуритански обошли ее вниманием, если бы вопросы сексопатологии в спорте не были бы напрямую связаны с травматизмом и планированием реабилитационных мероприятий. Не навязывая своего мнения, мы попытались подойти к проблеме с точки зрения доказательной медицины.
Статья опубликована в журнале «Содружество» (№8, 2016, с.14-17).
Плотников С.Г., Иванова Н.Г.
А.В.Лушников, С.Г.Плотников
Аннотация:
Терапия синдрома запирательного нерва является актуальной проблемой спортивной медицины. Однако застойные явления и нарушения гемодинамики в органах малого таза снижают эффективность реабилитационных мероприятий. Целью исследования было изучение влияния половой жизни спортсмена на эффективность лечения синдрома запирательного нерва. Доказано положительное влияние регулярной половой жизни, что необходимо учитывать тренерам и спортсменам при планировании тренировочного процесса и восстановительных мероприятий.
Ключевые слова: синдром запирательного нерва, наружная запирательная мышца, мышечная гипотония, легкая атлетика, бег.
Введение:
Терапия синдрома запирательного нерва (СЗН) занимает важное место в системе реабилитационных мероприятий по поводу рефлекторных и миоадаптивных (перегрузочных) нейродистрофических синдромов ноги [5], что особенно актуально в спортивной медицине, т.к. клиническим проявлением синдрома являются неустойчивость
при стоянии и ходьбе, ограничение объема движений в тазобедренном суставе, боли в паху, по медиальной поверхности бедра, голени, стопы до первых пальцев (Вишневский А.С., Максименков А.Н., 1949).
Запирательный нерв иннервирует наружную запирательную мышцу, вращающую бедро кнаружи, участвует в иннервации аддукторов бедра, нежной и гребешковой мышцы (Привес М.Г., 2002), но гипотония именно наружной запирательной мышцы является определяющей составляющей для развития характерной клинической симптоматики.
Основной проблемой проведения реабилитационных мероприятий при СЗН является краткосрочность терапевтического эффекта, что вполне объяснимо с точки зрения топографической анатомии. Наружная запирательная мышца получает кровоснабжение благодаря запирательной артерии, которая является пристеночной веткой внутренней подвздошной артерии. В малом тазу внутренняя подвздошная артерия делится на пристеночные и висцеральные ветви [6]. Застой крови в органах малого таза вызывает нарушение кровообращения не только в системе висцеральных ветвей, но и опосредованно в системе пристеночных ветвей внутренней подвздошной артерии.
Поэтому наиболее эффективным способом пролонгации терапевтического эффекта при СЗН нужно считать улучшение кровообращения в органах малого таза, что сложно сделать, используя доступные физиотерапевтические воздействия.
Физиологически оправданным методом улучшения кровообращения в органах малого таза является половая жизнь [2]. Поэтому мы провели сравнительный анализ эффективности терапевтического воздействия при СЗН среди спортсменов, ведущих регулярную половую жизнь и атлетов лишенных такой возможности.
Цель работы:
Изучение влияния половой жизни спортсмена на эффективность лечения СЗН.
Материалы и методы:
Исследования проводились на спортсменах-легкоатлетах г.Москвы в течение 1 года (2015г.) во время подготовительных тренировочных сборов.
В обследовании принимали участие атлеты высокого класса – мастера спорта, мастера спорта международного класса и заслуженные мастера спорта в возрасте от 21 до 30 лет с впервые выявленным СЗН. Всего 98 легкоатлетов (42 женщины и 56 мужчин), спортивной специализацией которых является «гладкий бег».
В качестве методов исследования применялась пальпаторная диагностика и методы мануального мышечного тестирования (ММТ), предложенные в 1962г. Д. Гудхартом и доработанные Д.Лифом (2005) и Л.Ф.Васильевой (2002) [1].
ММТ анализирует изменение активности миотатического рефлекса скелетных мышц, как проявление нарушения адаптации к изометрической нагрузке. В момент тестирования пациент принимает исходное положение стоя, сидя или лежа, в котором тестируемая мышца находится в состоянии, препятствующем включению в движение других мышц-синергистов.
Медицинский работник располагает ладонь своей руки так, чтобы пациент, оказывая давление на руку врача, производил изометрическое сокращение исследуемой мышцы в необходимом направлении.
В 1 фазу тестирования проводится предварительная нагрузка в виде изометрического сокращения, когда пациент выполняет сокращение мышцы против сопротивления руки массажиста.
Во 2 фазу (через 2-3 сек.) пациент по команде пытается увеличить силу изометрического напряжения.
В норме в процессе изометрического сокращения мышцы ее тонус начинает постепенно повышаться, и во 2 фазу увеличивается на 15% от нормы.
При функциональной гипотонии во 2 фазе увеличение силы отсутствует.
Тестирование наружной запирательной мышцы проводится следующим образом: пациент лежит на спине, сгибает колено на 90 градусов и производит наружную ротацию бедра. Противодавление врача производится на дистальный конец голени в направлении внутренней ротации бедра. Бедро поднимают под углом 110 градусов флексии (рис.1).
Рис. 1. Тестирование наружной запирательной мышцы
Наружная запирательная мышца начинается от наружной поверхности запирательного отверстия, седалищной кости и ветви лонной кости, а прикрепляется в вертельной ямке.
Труднодоступность мышцы ограничивает комплекс реабилитационных мероприятий исключая из списка воздействие на триггерные точки, миофасциальный массаж, растяжение мышцы в сочетании с перкуссией. Коррекция мышечной гипотонии проводилась по алгоритму [3,4] с использованием постизометрической релаксации (создание на вдохе изометрического напряжения мышцы против сопротивления с последующим расслаблением на выдохе, в результате которого врач следует за увеличением длины мышцы). Также использовалась реедукация двигательного паттерна – восстановление последовательности включения мышечных групп в простые движения в условиях изокинетической нагрузки с использованием методики ПНФ (проприоцептивная нейромышечная фасилитация – методика восстановления тонуса мышцы за счет определенной последовательности включения и выключения мышц, входящих в миофасциальную цепь).
Стандартная продолжительность тренировочного сбора (21 день) позволила провести спортсменам одинаковое число тестов — № 10 через день. Реабилитационные мероприятия по поводу СЗН проводились во время первой процедуры, когда был установлен диагноз, затем в случаях повторной диагностики.
Спортсмены были разделены на 2 группы. Первую группу (38 человек: 21 мужчина и 17 женщин) составили атлеты, у которых была возможность на протяжении всего исследования вести половую жизнь (2-3 раза в неделю). Вторую группу составили спортсмены, у которых за время исследования не было половых связей (60 человек: 35 мужчин и 25 женщин).
Все случаи первичной и повторной диагностики СЗН фиксировались. Рассчитывали также среднее количество диагностированных СЗН для каждого спортсмена – коэффициент частоты диагностики (КЧД, усл.ед.). Для оценки достоверности использовался статистический критерий Kruskal-Wallis.
Результаты и обсуждения
В результате проведенного исследования установлено, что достоверно чаще (p<0,05) СЗН диагностировался у спортсменов второй группы (таб.1).
Таблица 1. Частота выявления СЗН в группах спортсменов во время тренировочного сбора
Группы | 1 группа (n-38) | 2 группа (n-60) | ||
Спортсмены | Мужчины (n-21) | Женщины (n-17) | Мужчины (n-35) | Женщины (n-25) |
Число случаев первичной и повторной диагностики СЗН | 29 | 28 | 66 | 76 |
КЧД для мужчин и женщин (усл.ед.) | 1,4 | 1,6 | 1,9 | 3,04** |
Общий КЧД (усл.ед.) | 1,5 | 2,2* |
Примечание:
1 группа – спортсмены, которые во время исследования вели половую жизнь,
2 группа – спортсмены, которые во время исследования не вели половую жизнь,
* — р < 0,05 достоверность различий между общими КЧД 1 и 2 групп (Kruskal-Wallis),
** — р < 0,05 достоверность различий между КЧД у женщин 1 и 2 групп (Kruskal-Wallis).
Кроме того, отмечено, что у женщин, ведущих регулярную половую жизнь СЗН фиксировался достоверно реже по сравнению с женщинами-спортсменками не имеющими такую возможность.
Выводы
1.Половая жизнь и, как следствие, улучшение кровообращения в органах малого таза положительно отражается на терапии СЗН у спортсменов, повышая пролонгированность эффекта реабилитационных мероприятий.
2.На основании полученных данных можно предположить, что застойные явления в органах малого таза у мужчин и женщин, не ведущих половую жизнь выражены не одинаково и преобладают у последних, что возможно связано с относительно большим представительством органов малого таза у женщин (матка, влагалище, яичники) по сравнению с мужчинами (предстательная железа, семенные пузырьки), хотя, безусловно, данный вопрос нуждается в дальнейшем изучении.
Авторы данного исследования далеки от желания советовать спортсменам вести регулярную половую жизнь, т.к. подобные рекомендации могут выходить за рамки морально-этических норм. Тем не менее большое число инсинуаций на тему половых взаимоотношений в спорте высших достижений давно заставляет взглянуть на данную проблему с точки зрения доказательной медицины. Мы считаем, что спортсмены должны самостоятельно принимать решение по данному вопросу и для этого у них должна быть необходимая, научно обоснованная информация.
Литература
1. Васильева Л.Ф. Основы мануального мышечного тестирования: учебное пособие в 2 частях. – ИД ООО «Роликс», 2010.
2. Здравомыслов В.И., Анисимова З.Е., Либих С.С. Функциональная женская сексопатология. Пермь: – Изд-во «Казахстан», 1994. – 272с.
3. Иванова Н.Г., Плотников С.Г. Алгоритм диагностических и терапевтических мероприятий с использованием методов прикладной кинезиологии в практике спортивного массажиста // Бюллетень. Прикладная кинезиология в спорте высших достижений. — Москва, 2013 – с.114-119
4. Иванова Н.Г., Плотников С.Г. Эффективность системного подхода при проведении реабилитационных мероприятий на примере спортсменов-легкоатлетов // Современные технологии подготовки в спортивных единоборствах: тезисы, докл. Научно-практическая конф. — Москва, 2015. – с.29-35
5. Попелянский Я.Ю. Ортопедическая неврология. 4-е изд.перераб.и доп. – Москва. – Медпресс-информ, 2008. – 672с.
6. Привес М.Г. Анатомия человека. Учебник для медицинских вузов. — СПб: Гиппократ, 2002. — 683с.