Хаджи Рахманов: в ВФЛА так часто меняются руководители, что мы не успеваем даже познакомиться; а Олег Курбатов – это фирма, знак качества.
В Москве с рабочим визитом побывал президент Федерации лёгкой атлетики Туркменистана, известный советский легкоатлет Хаджи Рахманов (на фото – справа). О причинах своего визита он рассказал Агентству «Весь спорт».
— Хаджи Тедженович, с чем связан ваш приезд в Москву?
— Я приехал по приглашению моего друга, президента Федерации лёгкой атлетики Москвы Олега Курбатова (на фото – слева). Москва для меня – как родной дом, я здесь, можно сказать, вырос. Когда входил в состав сборной СССР, учился в аспирантуре и защищался в ГЦОЛИФКе… И потом бывал регулярно – и просто встретиться с друзьями, и на крупных соревнованиях. Был на Всемирных юношеских играх 1998 года, и на зимнем чемпионате мира 2006 года, чемпионате мира 2013 года.
Олега Курбатова, хотя он и моложе меня, я знаю много десятилетий – с 90-х годов. И он один из немногих людей, с которыми мы до сих пор не потеряли контакт – и человеческий, и, конечно, профессиональный. Когда я звоню с вопросом: «Олег, мы хотим провести в Москве сбор…» – он отвечает: «Хаджи, дай мне день…» И решает все вопросы: по тренировкам, проживанию… Никогда не было такого, чтобы что-то не получилось или сорвалось. Хотя порой он даже снаряды для тренировок метателей – копья, ядра… – приносил сам! Я всем говорю: Курбатов – это фирма, знак качества.
Вы удивляетесь, что сборная Туркменистана проводит сборы в Москве? До пандемии приезжали два раза в год – зимой и летом, как правило, на заключительные сборы перед главными международными соревнованиями. Это удобно с точки зрения логистики. А летом у нас очень жарко, невозможно тренироваться! Мы общаемся с Олегом, решили, что пора восстанавливать и развивать наши добрые взаимоотношения. Договорились, что сборная Туркменистана снова будет проводить сборы в Москве. Также будем рады видеть москвичей у себя. Обсудили возможность участия московских спортсменов в соревнованиях в Туркменистане, а наших атлетов – в московских. Проговорили актуальную международную обстановку. Будем работать!
— А почему вы не обсуждаете и не реализовываете на уровне Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА)?
— Во-первых, как я уже сказал, с Олегом мы давно знакомы, доверяем друг другу. А во-вторых, последние лет 10 во всероссийской федерации так часто меняются руководители, что мы не успеваем не то, что обсудить что-либо, а даже познакомиться (смеётся). Вот когда ВФЛА возглавлял Валентин Балахничев – сотрудничали. Мы ведь с Валентином вместе дебютировали в сборной СССР – на зимнем чемпионате Европы 1973 года в Роттердаме. Он бежал там 60 м с барьерами, а я – 400 м. Больше 50 лет прошло!
С тех пор мы дружили, общались… Все, кто прошёл школу сборной СССР. Сначала – как спортсмены, потом – как тренеры, как функционеры. Всегда поддерживали друг друга! Помню, встретились на конгрессе международной федерации – первом после распада СССР. И кто-то говорит: «Жаль, конечно… Но, представьте, что теперь у нас не один голос, а целых 15!» И мы всегда обсуждали кандидатуры, кого поддерживать, за какие вопросы голосовать. Не было никаких разногласий на национальной или политической почве.
— На каком уровне в Туркменистане находится лёгкая атлетика?
— Стараемся развиваться… С набором детей, конечно, тяжело. Раньше мы, легкоатлеты, были королями! Переманивали высоких из баскетбола, волейбола. Сейчас конкуренция за таланты стала жестче, все рвутся в футбол, разные восточные единоборства – кунг-фу, тхэквондо, карате… Конечно, кого-то находим, воспитываем… Но как только доходят до приличного уровня – как правило, уезжают.
Уезжают талантливые спортсмены, набравшиеся опыта тренеры… Туда, где лучше условия, где больше денег предложили. И мы всё начинаем снова (улыбается). Государство у нас много делает для спорта. Буквально перед отъездом в Москву наградили около 50 человек – тех, кто добивается успехов на крупных мировых и континентальных соревнования. Штангист и борец, ставшие чемпионами мира среди юниоров, получили автомобили «Тойота». Значит, где-то мы, тренеры и спортивные руководители, не дорабатываем – прежде всего, в плане воспитания.
А какие великолепные спортивные базы созданы! В 2017 году в Ашхабаде состоялись Азиатские игры в помещении. Для этого в центре города создали – Олимпийский спортивный городок. У легкоатлетов там – и стадион, и манеж. С самым современным покрытием Mondo. На последнем конгрессе World Athletics президент Себастьян Коэ в докладе заявил: в Туркменистане есть манеж, в котором хоть завтра можно проводить зимний чемпионат мира. А наша сборная тренируется там каждый день.
— В своё время из Туркменистана в Россию переехали Владимир Малявин, Виталий Москаленко, Данил Буркеня, ставший призёром Олимпийских игр 2004 года… Вы допускаете возможность, что сейчас, в связи с многолетним уже запретом российским спортсменам выступать на международных стартах, кто-то из молодых талантов попросится к вам?
— У меня по этому вопросу своё мнение. Я вот был на Олимпийских играх в Париже. Что ни страну объявляют – на старт выходят африканцы. Африканцы выступают даже за Казахстан, за Азербайджан. И мне, как выходцу из Советского Союза, смешно, когда тамошние руководители говорят: мы взяли медаль. Вы купили спортсмена, а не взяли медаль – он ведь даже тренируется на своей родине. Мне советуют: может быть, и ты какого-нибудь Усейна Болта найдёшь? Я отвечаю просто: но он же не туркмен. Он, даже выступая, не защищает честь Туркменистана. Наёмник, легионер никогда не будет относиться с душой. Надо растить своих спортсменов. Ситуация с отстранением российских и белорусских легкоатлетов очень неприятная. Надеюсь, в скором времени она изменится. Мы готовы помогать, поддерживать всем, чем можем. Но переманивать никого не станем.
— Какие у вас главные планы на посту президента Федерации лёгкой атлетики Туркменистана?
— Мы, к моему стыду, никак не можем завоевать олимпийскую медаль… Ищем талантливых детей, растим – а они уходят… Поэтому, если кто-то из туркменских легкоатлетов завоюет олимпийскую медаль – я буду счастлив. Это даже не план – это мечта. Очень надеюсь, что она сбудется. Знаете, я ведь продолжаю тренировать. И недавно нашёл, наконец, настоящую жемчужину. Зовут – Ульяна Аннаклычева. В 10 лет девочка попала в призёры взрослого чемпионата Туркменистана! 200 м пробежала за 27 секунд. А на 100 м показала результат 13 секунд. Это уровень первого разряда – причем, российского! А мы, по сути, ещё тренировки не начинали (улыбается). Сейчас моя задача – этого маленького ребёнка довести до больших результатов, не расплескав её талант.
— Вы знаете, что Олег Курбатов является кандидатом в президенты ВФЛА?
— Конечно! И если бы я голосовал, я бы – 200 процентов! – проголосовал за Курбатова. Но предстоящие выборы – это, всё-таки, внутреннее дело России. А мы с Олегом продолжим сотрудничать, независимо от того, станет он президентом ВФЛА или нет.
https://allsportinfo.ru/
16.11.2024