Кто ты, первый тренер?

В сентябре этого года пришло сообщение о дисквалификации на четырехлетний период за нарушение антидопинговых правил прыгуна с шестом Антона Ивакина. Казалось бы, обычное явление в нашей сегодняшней российской легкой атлетике. Активная борьба с допингом!

Антон Ивакин в последнее время числился в СШОР «Луч» Москомспорта.

Согласно официальным данным, его тренерами считались: первым – Евгений Васильевич Трофимов, вторым, личным – мастер спорта международного класса России Сергей Михайлович Кучеряну.

Евгений Васильевич Трофимов – Заслуженный тренер России, человек, который воспитал «звезду» мировой легкой атлетики – Елену Исинбаеву.

Несколько лет назад Евгений Васильевич перенес инсульт и сейчас никого не тренирует, но за событиями, происходящими в любимом виде спорта, которому он отдал всю жизнь, следит и переживает.

Неприятная история с дисквалификацией Антона Ивакина внесла в его жизнь неожиданный стресс.

Дело в том, что Евгений Васильевич никогда не был первым тренером Антона Ивакина. Он очень недолго его тренировал в течение короткого периода спортивной карьеры Антона.

Однако, в силу сложившихся обстоятельств, заслуженный человек должен отвечать за то, чего никогда не делал.

Последний раз Антон Ивакин выступал на летнем чемпионате России в 2018 году, где занял четвертое место, после чего чиновники ВФЛА включили его в списочный состав кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по легкой атлетике на 2019 г. и в пул тестирования.

Почему-то никто из сотрудников сборной команды России и ВФЛА не уточнил планы спортсмена. Даже план спортивной подготовки на 2019 г., видимо, не попросили. А зачем?

В итоге оказалось, что Ивакин завершил спортивную карьеру и даже покинул Россию! Одновременно спортсмен был отчислен из СШОР «Луч». Вот так!

Ситуация показывает, насколько «хорошо» работают ВФЛА и сборная России, если они ничего не знают о своих кандидатах!

Естественным продолжением событий явилась дисквалификация спортсмена за три «красных» флажка, полученных в течение года за пропуски трех допинг-тестов.

Спортсмену, в общем-то, в данный момент все равно – он не собирается возобновлять спортивную карьеру и, может быть, вообще не скоро вернется в Россию.

Но тренеры? Для большинства тренеров дисквалификация учеников – это позор! Как жить с таким «багажом» Евгению Васильевичу Трофимову, которого знает и уважает весь мир?

Каким образом его имя вообще попало в список тренеров Ивакина?

По существующему порядку, сам спортсмен определяет своего первого тренера – пишет заявление в соответствующую комиссию ВФЛА – «Прошу считать моим первым тренером…» и т.д.

Было ли такое заявление от Ивакина – не знаю. Но в итоге –скомпрометирован заслуженный человек, который вынужден оправдываться и объяснять ситуацию своего непричастия к случившемуся.

Не секрет, что в России много атлетов, которые хотят получить нейтральный статус, но для этого им сначала надо попасть в пул тестирования и пробыть в нем в течение года (юниорам и юношам – полгода).

Также общеизвестно, что в пул тестирования попасть непросто: в первую очередь, надо заручиться поддержкой ВФЛА и руководителей сборной команды РФ.

Если предположить, что таких спортсменов, как Ивакин – еще несколько человек (или десятков человек), то понятно, почему в пул не попали те, кто этого действительно заслуживает, и кому это необходимо.

Непонятно, что в этой ситуации нужно ВФЛА? Показать, что мы активно боремся с допингом и «ловим» спортсменов, при этом увеличивая с каждым годом до недопустимых размеров количество «красных флажков»?

Я не уверен, что такая тактика позитивно скажется на процессе нашего восстановления.

Почему тренерский штаб и Федерация и не знали, что спортсмен – член сборной России – закончил спортивную карьеру? Или, если этот спортсмен не представляет интереса для сборной, то почему он был в списках сборной?

Год назад ВФЛА ввела лицензирование тренеров.

В Положении о лицензировании предусмотрено наказание – лишение тренера лицензии, если в течение одного года два его воспитанника будут дисквалифицированы за нарушение антидопинговых правил. В таком случае фамилия тренера, у которого отозвана лицензия, в течение последующего года исключается из всех итоговых протоколов официальных российских соревнований, а как известно, именно на основании итоговых протоколов соревнований тренеры получают надбавку за успешное выступление своих учеников. Иными словами, тренер без лицензии ВФЛА будет получать минимальную заработную плату.

Это серьезное наказание: тренер теряет не только часть заработной платы, но и имидж, что не менее существенно.

Можно было бы приветствовать такую рьяную борьбу ВФЛА с допингом, если бы не известные всем факты продолжения работы российских тренеров, дисквалифицированных САS, и даже периодическое               их присутствие на сборах по линии сборной команды РФ.

В данном случае с Ивакиным – наказание вместе с тренерами должны понести руководители нашей сборной и Федерации.

Сейчас ВФЛА напоминает закрытую секту, вход в которую всем ее членам запрещен. Вспомните хотя бы прошлогоднюю отчетную конференцию, на которой приглашенным сверх квоты региональным представителям было запрещено выступать в прениях.

Аналогично действует и сборная команда России, которая каким-то закрытым способом распределяет квоты в пул тестирования, ни с кем не советуясь и ничего не обсуждая.

На Конгрессе Мировой Легкой Атлетики в Дохе президент ВФЛА Дмитрий Шляхтин в своем докладе акцентировал внимание делегатов на том, что за четырехлетний период отстранения в России сократилось количество легкоатлетов на 17 тысяч человек. Это плохо, но поправимо.

Однако потеря тренерского корпуса отбросит российский легкоатлетический спорт на долгие десятилетия назад. И это уже серьезно.

P.S. Мой совет всем тренерам: просмотрите внимательно список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по легкой атлетике. Не исключено, что вы обнаружите свои фамилии в списках тренеров спортсменов, которых вы уже давно не тренируете или никогда не тренировали.